Развиваем мелкую моторику

Родители, с заботой и трепетом относящиеся к своим детям, готовы приложить немало усилий для полноценного развития своего чада. Они с нетерпением ждут первого слова, первого шага и первых успехов ребенка. К сожалению, не все мамы и папы знают о том, что развивать речь малыша необходимо еще в младенчестве.

Процесс развития речевых навыков начинается с формирования мелкой моторики. Это взаимосвязанные процессы, потому что речевая и двигательная зоны расположены в головном мозге близко по отношению друг к другу. Процесс формирования мелкой моторики происходит постепенно, роль родителей – координировать его.

Младенец активно сжимает кулачки, учится захватывать предметы, а позднее, перекладывать их в руках. Со временем он научится ловко управляться с ложкой и карандашом. Постепенно характер действий усложняется, и наступает момент, когда кроха начинает застегивать пуговицы и «молнии», завязывать шнурки, постигать элементы письма. Развитию мелкой моторики способствует массаж пальцев рук и кистей, игры пальчикового характера, которые не трудно организовывать самим родителям.

В наши дни существует немало пальчиковых игр и предметов, способствующих развитию мелкой моторики рук. К ним можно отнести пазлы, конструкторы, мозаики, пирамидки, игры со шнуровкой и пр. Найти нужную игру можно практически в любом современном магазине игрушек. Покупным играм есть прекрасная альтернатива. Своими руками можно изготовить целый ряд игр, не требующих высоких затрат и каких-то талантов.

К примеру, на кусок плотной ткани можно пришить шнуровку, пуговицы различной фактуры и размера, застежку «молния», кусочки меха и пр. Можно сшить небольшие подушечки, наполнив их различными крупами. Из пуговиц, природных материалов и круп можно выкладывать с ребенком различные узоры. Еще одна интересная игра – «волшебный» мешочек. Возьмите непрозрачный мешок из ткани, положите в него любой предмет, с которым знаком ваш малыш. Предложите ребенку на ощупь определить, что находится в мешочке. Отдайте на «растерзание» крохе старый непригодный телефон с кнопками или диском. Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, предложите ребенку перебрать крупы различного размера, вылепить из соленого теста поделки для детей, закрутить крышки от банок и пластиковых бутылок.

Поощряйте у ребенка любые попытки к самостоятельности. Пусть он самостоятельно возится с пуговицами, липучками и кнопками, если ему это хочется. Не критикуйте малыша за неудачные попытки, и обязательно отмечайте его успехи. Формирование мелкой моторики – значимая область общего развития ребенка.