Эмоциональное развитие ребенка от 1 до 4 лет
1 год
С момента, когда малыш начинает ходить, сфера приложения его действий значительно расширяется, теперь ребенок может исследовать окружающий его мир самостоятельно. На первом этапе состояние частичной независимости от родителей будет перемежаться с желанием быть полностью самостоятельным.
Годовалый малыш делает значительные успехи в осознании себя как отдельной личности, и в первую очередь, в осознании того, что он и его родители не составляют одно целое, именно поэтому он пытается демонстрировать обладание тем или иным предметом.
Кроме того, он начинает вполне осознанно игнорировать некоторые просьбы и отвечать отказом на некоторые требования родителей.
Одновременно с развитием понимания самостоятельности у ребенка появляется страх того, что родители могут его бросить. Малыш начинает понимать свою зависимость от родителей, и то, что именно родители защищают и оберегают его. Этот страх проявляется в возрасте около 18 месяцев.
2 года
Эмоциональное состояние 2-летнего ребенка очень неустойчивое, он может проявлять резкие смены настроения – от плача к слезам, иногда льющимся без всякой видимой причины. Ребенок начинает постигать, что такое чувства, и осваивать новые действия.
Он проявляет интерес к тому, какое действие можно произвести с той или иной вещью, но у него еще нет достаточного навыка, чтобы делать что-либо самостоятельно. К тому же, еще нелегко преодолеть страх перед незнакомым предметом. Поэтому большую часть времени малыш проводит в изучении окружающего его мира.
Кроме того, ребенок проявляет интерес к людям, особенно к незнакомым. Он учится общению, а родители должны помочь ему научиться контролировать свои слова и действия и в отношении других людей.
3 года
В этом возрасте у малыша страх расставания с родителями уже снижается, но может проявиться в те моменты, когда вы отводите его в детский сад, особенно в самые первые дни, когда малыш долго плачет, не желая вас отпускать. Это абсолютно нормально, ведь у ребенка начинается новый жизненный этап, и, как следствие – перемена обстановки.
У детей этого возраста необыкновенно хорошо развита фантазия, в своем воображении они рисуют персонажей и события, которые могут появляться всего лишь раз, а могут с каждым разом меняться. Также ребенок может завести себе воображаемого друга.
Ребенок легко совершает переходы из мира реального в мир вымышленный, часто представляет себя другим человеком, животным, или даже каким-то неизвестным существом.
Относитесь осторожно к источникам информации, которые проникают в сознание ребенка – некоторые из них отрицательно воздействуют на психику 3-летнего малыша.