"/>

Подписаться на рассылку
Читать все новости




Первый месяц жизни ребенка (период новорожденности)

Особенности периода новорожденности

С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей. Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. д.), которые проявляются в самые первые дни после рождения. Большинство этих врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови- матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот). После того как легкие наполняются воздухом, целая система малыша включается в ритмические дыхательные движения. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Вся активность младенца направлена на сосание ради насыщения.
Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития - они только обеспечивают выживание ребенка.
Основная особенность новорожденного - безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми). На основе этих потребностей осуществляется психическое развитие.
Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа еще крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся на близком расстоянии. Слуховые реакции - только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает, реагировать уже на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног и головы, прекращение плача - происходит зрительное и слуховое сосредоточение.
Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений.
Организатором зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, являются взрослые. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает и т. д. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях. Младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
В результате общения взрослого смалышом у последнего вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому - комплекс оживления.
Комплекс оживления представляет собой выражение появившейся потребности в общении с взрослым - первой социальной потребности ребенка. Потребность в общении развивается на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение взрослого с ребенком определяет психическое самочувствие малыша.
Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития ребенка, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у него под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения, т. е. отношение ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением.

Рассмотрим развитие детей первого месяца жизни с точки зрения его физического, психического, сенсомоторного, эмоционального развития.

Физическое развитие детей

Психическое развитие детей

Как учить общению новорожденного

Достижения малыша в первый месяц жизни

В начало статьи


Другие статьи в этом разделе:

Купание ребенка раннего возраста

Кризис 1 года

Пальчиковые игры




На главную|Обратная связь| Подать объявление |Вопрос - Ответ |Обменник |Форум
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели.
Администрация не несет ответственности за сообщения, оставляемые посетителями сайта.